На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Ансамбль Снетогорского монастыря

Уточненная датировка архитектуры
Около 1299 г. - 1804 г. XVII 1805 г. - ок. 1930 гг., 1994 г.

Адреса уточненные
Псков г./Снятная Гора ул, 1

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
не является памятником архитектуры

Современное использование
Снетогорский женский монастырь

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Архитектурные стили
Древнепсковская школа зодчества

Историческая справка

Первое упоминание о монастыре относится к 1299 году, когда обитель была разорена лифляндцами и при этом был убит ее первый игумен Иосааф вместе с 16 иноками. В монастыре была распространена система денежного вкладничества. Эта система искажала суть иночества и уподобляла монастырь городской общине. Благодаря этой системе обитель считалась первою из четырех больших псковских монастырей: Мирожского, Великопустынного и Елизарова. Главным промыслом монастыря была рыбная ловля. Уже в ХIVв. монастырь имел свое подворье в Пскове и проезжий двор в Гдове. Монастырь владел значительными земельными угодьями. Каменное строительство ведется в монастыре с начала ХIVв. В 1310г. -"... заложена бысть церковь святыя Богородицы Снятные горы, камена при игумене Иове; и свершена быть в лето в 6819(1311)"./ В 1313г. церковь во имя Рождества Богородицы была расписана фресками, о чем свидетельствует памятка на полях псковского паримейника: -"А на Горе церковь печати писати..." В 1493 году во время пожара в монастыре пострадал храм Рождества Богородицы. В конце ХVIв. роспись забелили, т.к. она была испорчена во время осады Пскова войсками Стефана Батория. В 1909 году роспись случайно обнаружена под осыпавшейся побелкой. Вторым значительным сооружением в ансамбле Снетогорского монастыря была церковь Николы Чудотворца. Упоминание об этом есть в первой Псковской летописи: "... Того же лета (7027) свершена бысть церковь каменная святый Николы, на Снетнои горы с трапезною, теплая церковь на погребах". Впоследствии церковь была объединена с домом архиерея. В ХVI в. в монастыре была построена Вознесенская церковь "под колоколы". Ее изображение есть на клейме иконы с житием Саввы Крыпецкого. Церковь имела форму правильного восьмиугольника и делилась на 3 этажа. Увенчана она была шатровой колокольницей с колоколами и "боичными" часами. В ХVIIв. построены Святые ворота монастыря. О дате их сооружения письменных источников не найдено, но архитектурные формы ворот позволяют отнести их к этому времени. Первые кельи монастыря были деревянными. В течение ХVI-ХIXвв. монастырь богатеет и расстраивается. Появляется трапезная, каменные кельи, архиерейские покои, всевозможные хозяйственные постройки: конюшенный двор, амбары. Со Снетогорским монастырем связаны различные исторические события. Он является 1-м оборонительным рубежом на подходах к Пскову с севера. Не имея крепостных сооружений, монастырь не мог надолго задержать врагов. В конце ХVIв. войска Стефана Батория заняли и разграбили монастырь. В 1615 г. Снетогорский монастырь был занят войсками шведского короля Густава Адольфа. В 1805 г. монастырь упразднен и превращен в загородный архиерейский дом. На протяжение ХIX-XX вв. на территории монастыря появился ряд построек, не представляющих архитектурной ценности. Территория монастыря получила невысокую каменную ограду с маленькими угловыми башнями. В 1933 году была разобрана колокольня. От нее сохранились частично лишь 2 этажа. В 1941 году немецко-фашистские захватчики устроили на территории дом отдыха офицеров. В Рождественском соборе была конюшня. С 1947 года в бывшем монастыре находится детский соматический санаторий. В течении XVI-XVIII вв. собор Рождества Богородицы, который первоначально имел четверик с притвором, перестраивается. К западу объем храма увеличивается за счет трапезной, которую соединили с собором, пробив его западную стену. С севера и юга пристраиваются два теплых придела ( Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя). Вероятно вместе с пристройкой указанных объемов было перестроено на четырехскатное первоначальное закомарное покрытие храма. В пользу существования изначального притвора говорит следующая запись: ... В лето 6925 (1417) того же лета крестивися князь Григории на Снятной Горе постригся, и положен бысть в притворе на лесной стороне... (Пск.лет. П. М.,1955.) и целый ряд особенностей архитектурной композиции собора. Перестройка покрытия повлекла за собой надстройку барабана (т.к. при новой кровле он стал казаться коротким) и изменение формы главы. В конце ХVIIв. было пристроено украшенное изразцами крыльцо, которое впоследствии оказалось встроенным в пристройки ХVIIIв. Оконные проемы четверика все расширены, за исключением щелевидных окон барабана. Письменных источников о перестройках храма не сохранилось, они сгорели во время пожара 1710г., поэтому датировка всех перестроек собора требует уточнения. Никольская трапезная церковь очень сильно пострадала от переделок. Даты переделок также пока не известны, можно лишь предполагать, что памятник потерял свой первоначальный облик в 1805 г. при пристройке к нему архиерейского дома. О перестройках Вознесенской церкви - колокольни в связи с ее утратой мы можем судить лишь по известным нам архивным источникам. Первый раз колокольня была перестроена в ХVIII столетии. В описи 1802 года она описана как двухэтажный объем на погребах увенчанный главой с деревянным лемехом. Кровля колокольни тесовая. На ней 13 колоколов. В ноябре 1904 года все деревянные части колокольни сгорели и по проекту епархиального архитектора Назимова в 1907 г. ее вновь увенчали шпилем. В 1932-1935 гг. колокольня была разобрана. Уцелели лишь два нижних яруса ХVI в. Святые ворота были искажены переделками и частично разрушены в ХVIII-ХХ вв. Проезжая часть и палатка были приспособлены под хозяйственные и жилые помещения.


Основные архитектурные особенности

Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучены реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все сооружения ансамбля. Святые ворота расположены в северо-западной части верхней террасы; собор Рождества Богородицы юго-восточнее ворот в 25 метрах от них. Южнее собора Никольский храм, севернее руины Вознесенской церкви. Верхняя терраса по периметру обстроена более поздними зданиями. Вся территория монастыря обнесена каменной оградой длиной 420 м. Собор Рождества представляет собой сложную композицию из четверика и 2-х приделов, притворов, трапезной и крыльца. Схема четверика храма полностью повторила в ХIV в. композицию перестроенного к тому времени Преображенского собора Мирожского монастыря. Собор Рождества Богородицы крестовокупольный трехабсидный храм. Его основной объем образуется взаимно пересекающимися нефом и трансцептом. Центральная апсида - в высоту нефа, две боковые понижены и примыкают к трансцепту. Диаконник и жертвенник отделены от поперечного нефа глухими стенами и образуют замкнутые помещения, соединяющиеся с центральной апсидой и четвериком узкими сквозными арками. В юго-западном и северо-западных углах храма помещения в два света с палатками на 2-м этаже, имеющими выход на хоры (дошедшие до нас каменные хоры построены не ранее ХV века). Вход на хоры из притвора по внутренней лестнице. Перекрыты концы креста полуцилиндрическими сводами. Барабан покоится на пониженных подпружных арках. Почти все оконные проемы четверика растесаны. Хорошо сохранились лишь щелевидные окна барабана. Покрытие четверика четырехскатное, скрывающее следы первоначального позакомарного покрытия. Барабан надложен, глава в форме луковицы. Фасады храма представляют собой свободные от декора плоскости, сохранившие частично свои первоначальные формы, в частности, декоративные арки в восточной части северного и южного фасада. Барабан украшен 5-ю рядами орнамента, нижние треугольные арочки относятся к ХIV в., геометрический орнамент остальных рядов - к ХVI в. (бегунец, поребрик, бегунец, аркатурный пояс). Притворы и трапезная храма перекрыты системой полуцилиндрических сводов (с распалубками в притворе). Приделы перекрыты крестовыми сводами. В обоих приделах видны следы от заложенных кирпичей световых барабанов. Крыльцо ХVII в. почти полностью утратило украшавшие его прежде муравленые печные изразцы. Декор поздних пристроек храма сохранил формы ХVIIIв. с характерными для того времени мелкими членениями стен и наличниками окон. Материал стен - известняковая плита, кровля металлическая. Размер памятника 32х24 м. Роспись собора Древние росписи сохранились почти на всех стенах. Они выполнены в технике фрески. Первоначальный вид фресок нарушен. Колорит росписи весьма далек от первоначального. На поблекшем лазурном фоне преобладает кирпично-красный цвет типа сиены жженой, на одеждах грязно-белый оттенок с пробелами. В сюжетном отношении росписи центральной апсиды, парусов, подпружных арок каноничны. В северном и южном рукавах помещаются праздничные сюжеты и композиции Богородичного цикла. 12 протоевангельских богородичных композиций расположены в три регистра по четыре фрески в каждом. Всю поверхность северной стены занимает "Успение" в апокрифических изводах. На южной стене композиции, помещенные в люнете свода и на верхних участках стены, отделены друг от друга разгранкой. Нижняя часть южной стены и примыкающая к ней западная стена содержат ряд эпизодов из цикла Рождества Христова. Отдельные эпизоды не имеют самостоятельного обрамления. На восточной стене фрески располагаются в три регистра. В нижнем представлены стоящие в рост святители, во втором и третьем, отделенные друг от друга разгранкой многофигурные композиции: четыре композиции в северном и четыре в южном рукавах. Самой примечательной росписью храма является композиция "Страшного суда". Она дает не только самую подробную для ХII-ХIV вв. картину страшного суда, но и содержит в себе ряд деталей, не встречающихся более ни в каком другом памятнике. Изображение князей Бориса и Глеба, расположенное в диаконнике относится скорее к концу ХV - началу ХVI в. В целом иконография снетогорской росписи обнаруживает ряд существенно новых тенденций. Это использование апокрифических источников и применения в росписи специфических русских иконографических сюжетов ("Покров", "О тебе радуется"). Никольская трапезная церковь Очень сильно перестроена и надстроена. Основной объем храма читается только с восточной и северной стороны. Внутри интерьер собора разделен на мелкие объемы служебных помещений детского санатория. Под кровлей храма (четырехскатной) обнаружено основание древнего барабана. Над ним в настоящее время надстроен ложный барабан с луковицей. Надложены и стены четверика. Стены храма сложены из плиты. Вознесенский храм восьмиугольный в плане, сохранился в руинах. Два этажа- подклет и надземный этаж имеют изолированные входы. В надземной части восьмигранное помещение перекрытое коробовым сводом с распалубками. Подклет представляет собой подобный объем. Спуск в подклет по внутри стенной лестнице. Стены выложены из известняковой плиты. Толщина стен 5-5.5м. Размер храма 18 м( по большой диогонали восьмигранника).


Общие сведения

Наиболее значительным памятником в ансамбле Снетогорского монастыря является собор Рождества Богородицы - единственный сохранившийся на Псковщине памятник начала XIV в., несущий в своих архитектурных формах характерные черты более ранних памятников. Снетогорская же роспись является выражением принципов псковской школы, сложившейся к началу XIV века. По мнению исследователей пальма первенства в начале XIV века в искусстве русской фрески принадлежит Пскову.


Предметы особой охраны
Собор Рождества Богородицы с фресковой живописью

Материалы
камень, местный известняк

Группы документов
до 1500 г.

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Требуется выполнение противоаварийных работ по южному корпусу. Воссоздание церкви Вознесения. Реставрация собора Рождества Богородицы. Реконструкция Северного корпуса.

Реставрационные работы
архитектурно-археологический обмер

проект приспособления

обследование, проект реставрации

обследование, проект реставрации, восстановительные работы


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Довмонт (Тимофей), Даумантас (Daumantas)
согласно "Жития князя Довмонта" собор построен по заказу и на средства князя в 1310-1311 г.

Софья Палеолог
посетила

Болховитинов Евгений
исследовал


Библиография
Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря. Архивное наследство,№ 10,1953, с 29-30
Государственный архив Псковской области, ф 500, д.1,св.1,1803г; ф.59, оп 1,д.5056; св.33.д 321,323; оп.1,е.х.1246,д.16 Дневник Романова К.К. 1928г; ф.74,д.29,св.10,л.164,169 Клировые ведомости за 1790 г.; Клировые ведомости за 1780г, № 4, св.80.
Лазарев В.Н. Снетогорские росписи. Сб.Сообщения Института истории искусств АН СССР, в.8,1957
ЛОИА, Ф 29,д.172, с 33
Мацулевич Л. Фрагменты стенописи в соборе Снетогорского монастыря. Пг.,1914, с 25
Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 285
Псковские летописи. М.,1941, т.1,стр 21,81,100; т.II, с 27-37,43,44,224,278
Псковский музей.Древлехранилище., Рукопись 295/49 лл 178-181. Боярские и городовые книги г. Пскова, кн 19а, л.10
Спегальский Ю.П. Памятники культуры. Л.,1960
Филатов В.В., Особенности техники и состояние Снетогорских росписей.( Сообщение Института Истории Искусства Академии Наук СССР, вып.8,1957)
ЦГАДА, № 830,л 370-371, Писцовая книга 1585-87гг;
Чернышев Н.М. Искусство фрески и древней Руси.М.,1954, с 31-60


Собор Рождества Богородицы

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Церковь Николы Чудотворца

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Церковь Вознесения под колоколы

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Святые ворота

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Ограда

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Архиерейский дом

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Колокольня

Псков г./Снятная Гора ул, 1
Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря

Псков г./Восходная ул